Сегодня уже признан безусловным факт, что если появлением штучного (клепочного) паркета мир обязан Европе (Франции, Италии), то зарождение художественного паркета как такового произошло в России середины VIII века, и на протяжении столетия художественный паркет оставался прерогативой нашей нации. Первые щиты художественного паркета были созданы и уложены бригадами мастеров-резчиков во главе со столярами-краснодеревщиками Костылевым, Сидоровым, Пименовым под руководством архитектора Чевакинского в Зимнем дворце в Петербурге. Появление щитов сегодня связывают как с необходимостью выполнения очень точной подгонки отдельных элементов декоративного лицевого слоя, так и со спецификой строительства в Петербурге, где высокий уровень грунтовых вод требовал выполнения в домах проветриваемых подполий. Поэтому полы укладывались на монтируемых, поднятых над уровнем земли лагах, что существенно затрудняло укладку обычного в то время клепочного паркета. Каждый щит представлял собой основу (фундамент) из сосновых досок, на которую с художественным рисунком были наклеены рыбьим клеем расколотые вдоль волокон клепки из одной (штучный паркет) или нескольких пород древесины (цветной художественный паркет). Сплачивание щитов происходило по лагам и специально монтируемым в местах стыков щитов ригельным брускам. Цветные щитовые художественные паркеты изготавливались как наборкой плотно подгоняемых друг к другу клепок (маркетри), так и врезкой отдельных элементов разной геометрической формы различных пород дерева в основу из одного вида древесины (интарсия). Фиксированные размеры щитов при разных площадях помещений вынудили мастеров использовать доборы и фризы, сегодня ставшие бордюрами, а широко практиковавшаяся в те времена интарсия положила начало современным декорам, предлагаемым компаниями, изготавливающими художественный паркет. Следующий этап развития щитового художественного паркета относится к концу VIII века, когда под руководством мастера Пряхина создавались известные всему миру полы Останкинского дворца. Тогда был создан первый масштабный круг посреди Итальянского павильона из восьми треугольных щитов (еще один круг – сегодня розетка – из четырех треугольных щитов был уложен в Ротонде), а также использована укладка мозаикой (мозаичный паркет). К лучшим образцам художественного паркета тех времен, пополнившего сокровищницу мирового декоративного искусства, относятся полы Екатерининского, Петергофского, Останкинского, Китайского, Кусковского, Михайловского, Павловского, Гатчинского, Кремлевского дворцов и Государственного Эрмитажа. Все паркеты собирались вручную, и работы по ним велись продолжительное время большим числом мастеров-краснодеревщиков. И только во второй половине XIX века было налажено машинное производство паркета, которое из-за уровня техники того времени по качеству не могло сравниться с ручной работой потомственных русских краснодеревщиков. В основном по этой причине уже к началу прошлого века фабричное производство паркета было почти полностью приостановлено, а 70-летний период правления Советов отбросил отечественный художественный паркет к началу его истории.