Demo
ФИ
Объект воспринимается окрашенным в определённый цвет за счёт отражения падающего на него света. Белый отражает свет всех цветов (чем больше света отражает объект, тем белее он кажется), чёрный — поглощает (чем больше поглощает, тем кажется чернее). В природе не существует материала, отражающего 100% падающего на него света, поэтому нет ни идеально белого, ни идеально черного цвета. Самый черный цвет у черного бархата, он поглощает 99,8% падающего на него света. Самый белый — спрессованный в плитку порошок химически чистого сернокислого бария, отражающий около 94% света. Серый цвет отражает свет в зависимости от соотношения в нем белого и черного. Объект, как правило, освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветовые фильтры, что существенно влияет на восприятие. Запомните: Чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет; Предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явление широко используют при оформлении экспозиций — в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеленом — очень темными, почти черными; Белый всегда «вбирает» в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зелено — зеленоватыми и т. д.; Свет отражается сильнее, предметы выглядят ярче, если лучи падают отвесно, а не под углом; При удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы несколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект; При искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; жёлтые — белеют, синие — темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету. Темная отделка помещений снижает освещенность в среднем на 20-40%в зависимости от варианта освещения: прямое — до 20%, равномерное рассеянное — до 30%, отраженное — до 40%; Слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светлые тона различных цветов. Белый цвет значительно им уступает, т. к. при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми; Отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование холодных оттенков. Освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних. При проектировании систем освещения, используются различные виды электрических светильников. Как утверждает статистика, на освещение в России тратится 14% всей вырабатываемой электрической энергии. Всегда ли мы с толком и, главное, без вреда для себя и окружающих используем это море дополнительной энергии. Мы живем в мире света, но вряд ли можем четко сформулировать условия комфортного освещения. Наверное, поэтому мы, жалуемся на головные боли и утомляемость, не подозревая, что для избавления от некоторых проблем достаточно грамотно выбрать электрическую лампочку. Для создания хорошей освещенности нужно совсем немногое: достаточное количество света, не искажающего краски окружающего мира. И желательно достигать этого с минимальными затратами. К примеру, заменив обычную лампу накаливания мощностью 75 Вт, на точечную галогенную, мощностью в 35 Вт, можно улучшить освещение и уменьшить расход электроэнергии почти в половину. А тот факт, что галогенная лампа служит дольше, чем обычная в три раза, также, несомненно, преимущество. Для оценки качества источников света специалисты используют такие характеристики, как световой поток, освещенность поверхности, сила света, яркость, цветность, светоотдача и ряд других понятий и терминов. Помещение может казаться удобным или не удобным в зависимости от уровня освещенности и цветности излучения источников света. Например, при малом уровне освещенности человек чувствует себя хорошо, если преобладают длины волн излучения, соответствующие оранжево-красным цветовым тонам, и наоборот, доминирование фиолетово-синей гаммы приводит к ощущению «сумеречности» помещения. Причины этого кроются в психофизиологических особенностях восприятия света и цвета человеком. Всевозможные оттенки зависят от характера источника света. Так, например, в лампах накаливания преобладают желтые и отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи. Поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении. В помещениях могут использоваться несколько видов современных ламп. По условиям распределения светового потока их можно классифицировать как: светильники прямого освещения (более80%- в нижнюю полусферу); преимущественно прямого освещения(60-80% в нижнюю полусферу); равномерного рассеянного освещения(40-60% в нижнюю верхнюю сферы); преимущественно отраженного освещения (20-40% в нижнюю сферу); отраженного освещения (менее 20% — в нижнюю сферу). Также можно выделить несколько видов ламп. Лампы накаливания — источник света, в котором преобразование электрической энергии в световую происходит в результате накаливания электрическим током тугоплавкого проводника (вольфрамовой нити). Эти приборы предназначаются для бытового, местного и специального освещения. Последние, как правило, отличаются внешним видом — цветом и формой колбы. Коэффициент полезного действия (КПД) ламп накаливания составляет около 5-10%, такая доля потребляемой электроэнергии преобразуется в видимый свет, а основная ее часть превращается в тепло. Любые лампы накаливания состоят из одинаковых основных элементов. Но их размеры, форма и размещение могут сильно отличаться, поэтому различные конструкции не похожи друг на друга и имеют разные характеристики. Существуют лампы, колбы которых наполнены криптоном или аргоном. Криптоновые меньше по размеру, но обеспечивают больший (примерно на 10%) световой поток по сравнению с аргоновыми. Лампы накаливания относятся к источникам света с теплой тональностью, поэтому создают погрешности при передаче сине-голубых, желтых и красных тонов. Если в интерьере ваши требования к цветоразличению достаточно высоки, то лучше использовать другие типы ламп. Лампы накаливания со временем теряют яркость, и происходит это по простой причине: испаряющийся с нити накаливания вольфрам осаждается в виде темного налета на» внутренних стенках стеклянной колбы. Современные галогенные лампы не имеют этого недостатка благодаря добавлению в газ-наполнитель галогенных элементов (йода или брома). Последние способны «собирать» осевшие на колбе испарившиеся частицы вольфрама и «возвращать» их снова на вольфрамовую нить. Кроме того, колба такой лампы выполняется из тугоплавкого кварцевого стекла, которое более устойчиво к высокой температуре и химическим воздействиям, и может быть заполнена газом под повышенным давлением. В итоге это позволяет повысить температуру спирали, в результате чего увеличивается в 1,5-2 раза световая отдача и срок службы галогенной лампы, а размеры ее уменьшаются в несколько раз по сравнению с лампами накаливания такой же мощности. Современные эффектные и эффективные, универсальные в применении низковольтные галогенные осветительные системы легли в основу нового направления в искусстве дизайна света. Такие лампы бывают двух форм: трубчатые — с длинной спиралью, расположенной по оси кварцевой трубки, и капсульные — с компактным телом накала. В конструктивном плане они подразделяются на следующие группы: Светильники разъемного подключения непосредственно к трансформатору; Осветительные системы с самонесущими проводами-«струнами»; Осветительные системы с направляющей токоведущей шиной, дающей возможность устанавливать светильник в любом месте; Осветительные системы с токоведущей шиной и возможностью установки светильников в фиксированных местах. Любой из перечисленных систем можно управлять с помощью настенных или дистанционных включателей, диммеров, автоматики. Используя галогенные лампы, полезно знать, что: Трубчатые лампы, особенно мощные, лучше располагать горизонтально с отклонением от горизонтали не более 10 градусов; Диапазон мощности у галогенных ламп — от 5 до50 Вт, а температура колбы может достигать 500 °С, поэтому следует соблюдать нормы противопожарной безопасности при установке ламп (например обеспечить достаточное расстояние между поверхностью перекрытия и подвесным потолком удаленность 50-ваттной лампы от потолка обычно составляет 9см); До стеклянной поверхности лампы лучше не дотрагиваться голыми руками, так как на ней остаются жирные пятна, что может привести к оплавлению в этом месте стекла колбы. Лампу необходимо брать, используя кусок чистой ткани. Если колба чем-то испачкана, то нужно протереть ее медицинским спиртом; Галогенные лампы очень чувствительны к скачкам напряжения сети, поэтому их следует включать через стабилизатор напряжения, а некоторые типы — через понижающий трансформатор. Зная технические характеристики различных типов галогенных ламп, можно подобрать для каждой жилой зоны и отдельного объекта требуемые цветопередачу и цветность излучения, обеспечить нужные световую отдачу и цветовую температуру, как отдельного светильника, так и всей системы в целом. Важно учитывать, что этот тип ламп относится к источникам с теплой тональностью, но спектр их излучения более близок к спектру белого света, чем у ламп накаливания. Благодаря этому прекрасно «передаются» цвета мебели и интерьера в теплой и нейтральной гамме, а также цвет лица человека. Лампы, имеющие цилиндрическую или свечеобразную колбу и рассчитанные на сетевое напряжение 220 В, можно использовать вместо обычных (особенно там, где необходимы лампы небольшого размера). Зеркальные лампы, рассчитанные на низкое напряжение, практически незаменимы при акцентированном освещении. Главным достоинством галогенных источников света является высокая мощность при сниженном примерно в три раза уровне потребления электроэнергии. Металлогалогенная лампа — газоразрядная лампа, в которой свечение возникает в результате излучения смеси паров металла (например, ртути) и продуктов распада галогенидов (например, галогенидов таллия, индия или натрия). Лампа с предварительным подогревом электродов — лампа с горячим катодом, для начала свечения, которой требуется предварительный подогрев электрода. Лампа с «холодным» зажиганием — газоразрядная лампа, для зажигания которой не требуется подогрева электрода. Лампа ртутно-вольфрамовая — лампа, внутри которой в одной и той же колбе находятся разрядная трубка ртутной лампы высокого давления и спираль лампы накаливания, соединенные последовательно. Колба может, быть покрыта люминофором или может рассеивать свет. Газоразрядная лампа — это лампа, в которой свечение создается непосредственно или опосредованно от электрического разряда в газе, парах металла или в смеси газа и пара. Ртутная лампа низкого давления — лампа, содержащая пары ртути, давление которых во время работы обычно не превышает 100 Па, покрытая или непокрытая слоем люминофора. Натриевая лампа низкого давления — лампа, содержащая пары натрия, давление которых не превышает 5 Па. Ртутная лампа высокого давления — лампа, содержащая пары ртути, парциальное давление которых о время работы достигает 100 000 Па, покрытая или непокрытая слоем люминофора. Натриевая лампа высокого давления — лампа с парами натрия, парциальное давление которых во время работы составляет порядка 10 000 Па. Индукционная лампа — лампа, функционирующая по принципу ртутной лампы высокого давления, но не имеющая электрода. Ионизация газа в разрядной трубке достигается в процессе индукции электромагнитного поля высокой частоты. Люминесцентная лампа — газоразрядная лампа, в которой свечение создается путем возбуждения слоя люминофора с помощью ультрафиолетового излучения, возникающего во время разряда. Некоторые лампы можно использовать для создания особых условий освещенности. Неодимовые лампочки предназначены для освещения растений. Трубчатые лампы накаливания используются, когда нужен особо мягкий свет. Серия «Enrich» — способствует максимально насыщенной передаче цветов и оттенков. Неоновое освещение и светодиодные модули, можно использовать для создания декоративной подсветки. На сегодняшнем рынке светотехники лидирующее положение занимают такие фирмы как «TECNOLUX», представившая новую модель «clear gold» в состав люминофора вошли особенные фосфоры, благодаря которым яркость свечения возросла на 55%, «OSRAM», «F.A.R.T.», «NEON COM», «BBC», «BRILUX», «PAULMANN», «ITRE» и др. Российская фирма «КОСМОС», представила на рынок линейку энергосберегающих ламп. Технология холодного неона, позволяет не опасаться нагревания близлежащих объектов, а высокие технологии в изготовлении трансформаторов, позволяют сделать их практически бесшумными и безопасными в использовании. Свет, созданный несколькими видами точечных светильников, расположенных на разных уровнях и в разных плоскостях, очень хорошо моделируется и создает каждый раз новое световое оформление интерьера. Замечательной получается световая игра при использовании рассеянного освещения, отраженного от потолка, вместе с направленными точечными светильниками. Этот эффект получается на многоуровневых или фальш-потолках, причем на верхнем уровне светильники крепятся так, чтобы их свет был направлен на потолок, затем отражался от него и рассеивался. Здесь вам могут прийти на помощь потолочные светильники отличающееся мягкими свойствами и равномерным распределением яркости света. Они непрозрачны и не пропускают слепящий свет. Рассеянный свет имеет наибольший коэффициент полезности и лучше всего подходит для общего освещения. Располагать такие источники света, можно совершено свободно, они могут перемещаться по всей верхней плоскости помещения. Такой тип освещения могут создать и галогенные лампы, закрепленные на металлических конструкциях или вмонтированные в подвесные или натяжные потолки. Очень популярным решением создания общего освещения является размещение небольших потолочных светильников по верхней плоскости помещения. Такие источники, равномерно распределяют свет по всей комнате. Отраженный свет делает пространство невесомым и прозрачным, а также создает наиболее комфортное и равномерное освещение. Часто можно встретить вариант, при котором припотолочные светильники скрыты за специальным выступом, этот прием зрительно увеличивает объем помещения и выгодно подчеркивает конфигурацию пространства. Люстры еще продолжают оставаться элементами общего освещения, особенно это, касается жилья, выполненного в классическом стиле. (В этой ситуации, следует быть внимательнее к возможности появление неоправданных и ненужных теней, образованных этим источником освещения). Интересным вариантом освещения комнаты стоит признать токопроводящие конструкции, они позволяют обеспечить наибольшую мобильность. Конструкция таких токопроводящих шин разнообразна: их можно крепить как к потолку, так и к стенам. Например, если вам надо сосредоточить максимальное количества света в одной какой-нибудь точке, вы с легкостью можете подвинуть элементы в нужное место; для создания общего освещения источники света размещаются в разных местах комнаты, причем картину общего освещения вы можете менять сколько угодно раз, просто меняя положение светильников, или очерёдность их подключения. Передовая система светильников «HIGHWIRE» устанавливает абсолютно новые стандарты, система тросов со всеми преимуществами галогенных ламп без трансформаторов и минимальной потребностью в пространстве, и всё это благодаря оригинальной одно-тросовой технологии. При оснащении 16 различными источниками света, установка пригодна во всех ситуациях: рассеянный свет, объектное освещение или акцентированное освещение. Благодаря новой системе изоляции системе требуется всего один трос. Световое оформление интерьера будет неполным, если вы не будете грамотно пользоваться всеми видами освещения, которые условно можно разделить на общее, местное, зонирующее и декоративное. Не стоит забывать о важности отражателя в конструкции светильников, именно с его помощью как будто одинаковые светильники, светят по-разному. Правильно подобранное освещение придаст любому интерьеру законченность и универсальность, вы можете высветить наиболее выигрышные детали обстановки и части интерьера, расставить акценты. Островки света в стенах — подсветка в нишах, подсветка стеклянных полок на стенах или внутренних частей шкафов со стеклянными дверцами, картин, да и просто отдельных элементов мебели — стеллажей, карнизов, полок — придают интерьеру уют и оригинальность. А светильники, вмонтированные в пол, делят квартиру на зоны без стен и перегородок. Освещением можно подчеркнуть архитектурные формы, например, плавно изогнутые линии стен, освещенные сверху и снизу сплошными полосами света, кажутся повисшими в воздухе. Шторы на окнах также могут быть подсвечены мягким светом, и тогда их материалы начинают золотиться и сами как бы излучают тепло. Межкомнатные перегородки из прозрачных, или отражающих свет композитных материалов на основе полиметилметакрилата — при правильной их подсветке могут кардинально поменять архитектуру жилья. Поверхность пластика, также может быть и антибликовой. Антибликовая поверхность прозрачных пластиков необходима в тех случаях, когда отражения света от естественных или искусственных источников света мешает восприятию. В настоящее время на рынке представлены материалы с односторонним или двухсторонним покрытием «антиблик» в зарубежных и отечественных каталогах она нередко обозначаются «SATIN». По степени прозрачности эти материалы, также можно разделить на три группы. Непрозрачные пластики, у которых светопропускание составляет до 3% Полупрозрачные или транслюцентные — от 3% до 70% Прозрачные (цветные — 72%), (бесцветные — 80%). Дополнительную игру света дает отражающая поверхность различных материалов, которые могут применяться в отделке, как потолков, так и стен. Но здесь нужно быть осторожнее, так как чрезмерная игра света и отражений, может полностью разрушить пространство и приведёт композицию к дробности. Достаточно интересен эффект витражей, пришедших к нам из готических средневековых замков и соборов, прозрачные яркие картины из стекла в современных интерьерах используются в качестве декоративного элемента окон или межкомнатных перегородок. Свет, проходя через разноцветную палитру витража, создает неповторимую игру цветовых пятен и бликов, сам воздух помещения как бы наполняется цветным светом. А если в технике витража сделан стеклянный абажур люстры, то днем эта люстра представляет собой просто произведение прикладного искусства, а вечером, как волшебный фонарь, отбрасывает на стены и мебель цветовые прозрачные пятна. Интерьер совершенно преобразуется, становится загадочным, наполненным мягкими цветными отражениями. О правильном освещении квартиры необходимо подумать заранее и подойти к этому вопросу серьезно. Любое кардинальное изменение потребует от вас смены электропроводки. Вопросу защиты и безопасности электросети, также следует отдать должное. У освещения каждой комнаты есть свои особенности и нюансы, которые легко упустить из виду. И эти упущения непременно всплывут со временем, давая о себе знать неприятным чувством дискомфорта. В прихожей нежелателен только мягкий полумрак. Конечно, он может присутствовать, но в то же время здесь должна быть возможность все ярко осветить. Это вполне объяснимо. Во-первых, прихожая выполняет утилитарную функцию, и мы не должны в потемках пытаться попасть в рукав пальто или отыскать ботинок. Не говоря уже о том, что подправить макияж в полутьме — весьма трудная задача. Во-вторых, количество света в соседних помещениях должно быть сравнимым. Поэтому если соседняя комната в данный момент залита ярким солнечным светом, прихожая тоже должна быть ярко освещена. И, наконец, именно прихожая определяет общее впечатление от квартиры. Не забывайте, что с помощью света можно увеличить маленькое помещение и расширить узкое, сделав прихожую уютной и светлой. Чтобы отражение в зеркале было хорошо видно, свет должен равномерно направляться от зеркала, не создавая бликов и теней. Матовые светильники можно расположить не только на стене, но и на самой зеркальной поверхности, получив другое распределение интенсивности света. В прихожей с площадью примерно 20 м2 и высотой потолков 2 м 80 см коэффициент отражения поверхностей пола и стен может быть оценен как низкий — 40%. По периметру потолка можно расположить 20 рассеивающих низковольтных галогеновых ламп с отражателями. Свет от настенных светильников поможет подчеркнуть размеры холла и выделить цвета и текстуру стен. В современном холле, с размерами 5x5x2,8 м и с поверхностями, выполненными в ярких цветах, коэффициент отражения может быть оценен как высокий — 70%. На потолке предлагается расположить 22 маленьких светильника с 10-ваттными низковольтными галогенными лампами без отражателей. Светильники должны находиться на расстоянии 1 м друг от друга. Тем не менее, уровень освещенности (8 Вт на 1 м2) не может считаться достаточным. Поэтому на высоте 1,8 м от пола лучше установить 6 дополнительных 220-вольтных галогенных ламп накаливания. Интенсивность светового потока всех компонентов системы освещения корректируется при помощи реостатов. В холлах, на лестницах и лестничных площадках, набор осветительных приборов призван, равномерно освещать пространство для вашей безопасности. На ступеньки лучше направить верхний свет, чтобы подступенки оставались в тени, а проступи, напротив, ярко выделялись. Светильник не должен мешать движению. В гостиной необходимо обеспечить достаточный уровень фонового света. Он должен помочь избежать глубоких теней в дальних уголках. Задача освещения — представить гостиную в самом выигрышном виде. Вы сможете изменять дизайн освещения под ваше настроение без ремонта. Кроме общего освещения необходимо учесть местное освещение в функциональных зонах. В кругу света вы будете чувствовать себя уединенно, и ничто не сможет отвлечь вас от книги. Не забудьте про настольную лампу или бра рядом с журнальным столиком. Если гостиная совмещена с кабинетом, он обязательно должен иметь местный источник света. Прекрасным дополнением к удобно расположенным осветительным приборам является возможность регулировать интенсивность их света. Большие возможности для декоративной подсветки дают светильники прожекторного типа. Они бывают одиночные, сдвоенные или строенные; для установки на стене или потолке; в виде отдельных приборчиков, закрепленных на рейке, или поворотных «глазных яблок», утопленных в потолок Столовая, может совмещается с гостиной или кухней, при этом возникают некоторые принципы формирования освещения. Главное — осветить стол, не слишком ярко, но и не очень тускло. Потребуется либо регулирующаяся по высоте лампа, либо точно направленные потолочные светильники. Фоновое освещение здесь лучше ослабить. Буфет и место, откуда подаются блюда, можно дополнительно осветить с помощью направленных потолочных светильников, или встроенного освещения. В кухне освещение преимущественно функциональное. Фоновый свет желателен, но главное — не оставить в темноте основные рабочие места: плиту, мойку и разделочный стол. Удобно также поместить светильники внутрь полок, или шкафов. Если плита снабжена вытяжкой, то подсветка, как правило, монтируется в ней. Если вытяжки нет, можно использовать направленные потолочные светильники. Из-за специфики кухни часто рабочие поверхности располагаются под верхним рядом кухонных шкафов, которые при общем освещении отбрасывают тень. Поэтому дополните общее освещение, поместив ряд светильников под нижней плоскостью шкафов, чтобы свет непосредственно падал на рабочие поверхности. У светильников должны быть замкнутые абажуры, иначе свет будет падать вам в лицо. Для освещения плоскостей под навесными шкафчиками или полками лучше всего установить светильники прямо под этими шкафчиками. Встроенные шкафы и открытые полки разумно осветить лампочками, утопленными в потолок, а в напольных шкафах могут разместиться маленькие светильники, автоматически включающиеся при открывании дверец. Общее освещение в кухне может осуществляться с помощью подвесного светильника, спускающегося над обеденным столом. Источник света должен находиться чуть выше уровня глаз, не попадая прямо в них. Ванная комната должна быть хорошо освещена, это создает радостное и приятное настроение. Здесь можно воспользоваться декоративными подсветками, а фоновое освещение может создаваться как верхним, так и несколькими боковыми источниками. В то же время хорошо было бы установить местный приглушенный свет, например, подсветив одно лишь зеркало — атмосфера покоя в ванной комнате порой тоже необходима. Вспомните о воздействии синего и дневного освещения, которое выделяет тени и резко контрастирует с отражением в зеркале. Для бритья или умывания желательно использовать зеркало с вмонтированными в него источниками рассеянного света. Правильно и интересно расположив светильники в ванной комнате, вы значительно расширите ее функции. В ванной комнате часто бывает повышенная влажность, поэтому используйте светильники с полностью закрытыми абажурами из матового стекла. Включатели рекомендуется устанавливать снаружи, чтобы исключить возможность прикасания к ним мокрыми руками. Все внутренние включатели также должны быть защищены от попадания влаги. Часть, дома, отведённую для рабочего места, очень важно грамотно осветить. При правильном освещении вы сможете работать дольше, не уставая, и не будете рисковать испортить себе зрение. Надо учитывать, что условия освещенности ночью должны максимально соответствовать дневным. При работе на компьютере крайне нежелательны блики. Установите два настенных светильника, а рядом на столе поставьте настольную лампу. Она будет освещать рабочее место без отражений, которые сильно раздражают и утомляют глаза. К тому же не будет резкого контраста между освещением стола и всей комнаты — это тоже сильно утомляет. Будет еще лучше, если ваша настольная лампа способна гибко менять положение и не нагревает поверхность. Если вы занимаетесь рисованием, позаботьтесь об осветительном приборе достаточной яркости, который будет передавать цвета без искажений. Здесь нужны мягкие полутона и тени без бликов. Для этих целей прекрасно подходит белый свет. Спальня — это одно из самых подходящих помещений для игры с полутонами. Лучше всего, если свет будет мягко рассеиваться. Особенно нежелателен в спальне эффект бликов, поэтому, располагая светильники, продумайте их взаимодействие. Для освещения шкафа постарайтесь расположить светильник на уровне глаз и направить свет внутрь, тогда дверцы не будут давать тень, и вы без общего освещения сможете определить ткань и цвет висящей в шкафу одежды. Встроенные точечные светильники с рефлекторными лампами накаливания мощностью 60 Вт, установленные параллельно стене, где расположен шкаф, на расстоянии 60-90 см от него и с расстоянием от 90 до 1м 20 см между каждой парой светильников. Для светильника, установленного рядом с кроватью, достаточно низковольтной галогенной лампы мощностью 20 Вт или обычной лампы накаливания от 15 до 25 Вт. Впрочем, даже лампы меньшей мощности может быть вполне достаточно, так как зона необходимого освещения весьма незначительна.В спальнях с большими окнами общее освещение без бликового эффекта, равно как прямое освещение внутренней части платяного шкафа или картины, может быть обеспечено путем применения красивых точечных светильников с 50-ваттными низковольтными галогеновыми лампами и широким «холодным лучом» рассеивания в 60°. Они снабжены электронными трансформаторами и могут быть задействованы исходя из ваших пожеланий. Также это можно сделать с помощью ночной лампы. Света от лампы должно хватать для чтения. Он должен падать чуть сверху и сбоку от головы читающего. Используйте светильники с непрозрачными абажурами, дающие направленный свет. Если в спальне стоит туалетный столик, то для освещения зеркала установите по обеим сторонам на уровне головы светильники с мягким рассеянным светом. Не освещайте зеркало светом цветным или падающим сверху. Это место лучше оборудовать лампами с различной цветовой гаммой — холодной дневной и теплой вечерней, что поможет правильно подобрать косметику. В детской комнате малышу нужен яркий, но не резкий фоновый свет для игры, ночник для комфортного сна и отдельный светильник для смены пеленок, переодевания и ночного туалета. Ребенку постарше необходимо освещение рабочего места. Потребности в свете у подростков и вовсе невероятно широки. Помимо фонового освещения и рабочего освещения письменного стола, душа юного человека может возжелать самых разнообразных световых эффектов, начиная от лампы-проектора и кончая стробоскопом. Для детской лучше всего подходит самая светлая комната в квартире — чем больше естественного света, тем лучше. Цветовые и световые решения интерьера активно воздействуют на развитие, состояние, самочувствие растущего человека. Главное и очень простое правило при установке освещения в детской — светильники должны быть недоступны ребенку. Нежелательно использовать в детской переносные светильники, которые легко опрокидываются и только мешают играм. Помните, в детской комнате нельзя использовать лампы меньших размеров и яркости, чем в остальной квартире. Зрение ребенка требует такой же заботы, как и у взрослого. Если же ваш ребенок боится темноты, установите у кровати лампу-подсветку. Она дает приятный, приглушенный свет, и ребенку не будет страшно засыпать ночью, также в отделке интерьера детской можно использовать декоративные краски на основе фосфарицирующих элементов, окрасив ими некоторые детали стен, потолков, или выполнив какие-то декоративные композиции. Также возможно использовать некоторые светящиеся элементы декора с неоновой подсветкой. Количество излучаемого света измеряется в люменах (лм). Что касается нормы освещенности, то она измеряется в люксах (лк) и определяется путем деления светового потока на площадь помещения (лм/м2). Например, для коридоров норма освещенности — 75 лк, для холлов — 100 лк, для рабочей зоны — от 300 до 500 лк. В случае с рабочей зоной тонкость состоит в том, что освещенность зависит от вида работ. Скажем, часовщику, ювелиру или вышивальщице необходима величина, приближенная к максимальной, а для чтения и письма достаточно исходных 300 лк. Интерьерная светотехника в домашних условиях — прежде всего возможность порадовать собственный глаз и удивить гостей. Ведь благодаря свету можно создать совершенно неповторимую ауру помещения, выразить стиль и вкус его хозяина, да и, наконец, просто обеспечить себе хорошее настроение после рабочего дня. Художественно-декоративные возможности света особенно применимы в условиях современного частного жилья со всеми его архитектурными и дизайнерскими изысками. Оно, во-первых, многофункционально, а значит, и световая многоплановость здесь весьма актуальна, а во-вторых, свет здесь все чаще возмещает недостатки естественного освещения.В световом дизайне интерьеров жилых помещений есть правила, позволяющие достичь наилучшего результата. Правила, эти состоят в сбалансированности и выдержанности таких светотехнических параметров, как оптимальная освещенность, гармоничное распределение яркости света по основным поверхностям, глубокая правильная цветопередача, тенеобразование. Создавая свою концепцию освещения, не забывайте о том, что общая освещенность считается достаточной, если на 1 квадратный метр площади приходится от 15 до 25 Вт мощности ламп накаливания. В других случаях уровень освещенности должен соответствовать характеру выполняемой работы. Правильное освещение не должно создавать резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов — все это вредно для зрения. Подбирайте интенсивность освещения в зависимости от цвета отделки, потому что разные цвета поразному отражают свет. Все эти правила работают на единственный аспект: чтобы любой световой дизайн не оказался чрезмерным грузом при длительном воздействии, не спровоцировал излишнюю напряженность и быструю утомляемость. Ведь именно освещение наиболее сильно влияет на формирование настроения. Существует множество приемов, при помощи которых можно увеличивать, сужать или расширять пространство в зависимости от поставленной цели. Приведем несколько правил, которые вы сможете применить на практике при световой корректировке жилых помещений. Для небольших комнат уместна отделка стен материалами цвета, которых обладают хорошими отражающими свойствами. Добавьте к этому максимальное освещение — и вы расширите пространство (по крайней мере, визуально). При освещении больших помещений лучше всего использовать светильники прямого света. Отраженный или рассеянный свет зрительно увеличивает пространство. Изменяя яркость света, отраженного от пола, стен и потолка, можно корректировать объем помещения. Любимое многими расположение светильников вдоль средней линии потолка сужает помещение. В маленьких помещениях, расположите на стенах светильники, направленные вверх — и потолок буквально «воспарит» в лучах. «Понизить» чрезмерно высокое помещение можно с помощью источников, которые осветят стены, оставив потолок в тени. Для зрительных трансформаций используйте диммер, позволяющий менять яркость источника света, а значит, и световой поток, отраженный от пола, стен и потолка. Расположение светильников вдоль средней линии потолка сужает пространство. Длинный коридор можно «обрезать» поперечным светом. Углубить перспективу коридора поможет метрический ряд светильников на потолке. Общее освещение магазинов почти всегда ассоциируется с рядами светильников, стационарно смонтированными на потолке, но в наше время появились более современные решения, которые позволяют более гибкое размещение света. Как правило, для этого используются мощные направленные светильники с металогалогенными лампами и натриевыми лампами высокого давления. Отражающийся со сводов потолка свет увеличивает пространство и равномерно распределяет тени на выставленных образцах. Основное освещение заливает торговую площадь равномерным светом, ни на чем, не задерживая взгляд покупателя и не привлекая его внимание. Используя направленное освещение, выделяя светом отдельные товары и сектора витрин, можно привлечь внимание покупателя. Прозрачные предметы эффектно смотрятся при свете дополнительных точечных светильников, спрятанных в нишах витрин. В выборе типа освещения важно руководствоваться стилем и идеей всего композиционного замысла. Можно, безусловно, допустить и некоторую эклектичность, но первое, к чему хочется призвать, — осторожность и тщательное обдумывание при выборе. Рынок светотехники для оформления интерьеров сейчас довольно широк как по номенклатуре товаров, так и по предприятиям-изготовителям: начиная с известных итальянских, немецких и английских компаний, традиционно считающихся новаторами в области разработки и дизайна приборов, и заканчивая безымянными тайваньскими умельцами, чья продукция благодаря демпинговым ценам занимает сравнительно большую долю рынка. Интересные предложения от российских производителей можно встретить на ежегодных выставках светового оборудования. Кстати, цены и качество нашей светотехники практически во всех случаях выглядят намного привлекательнее зарубежных аналогов, по крайней мере, она может успешно конкурировать по ценам с европейской продукцией, а по качеству — заметно превосходит тайваньскую. Освещение интерьера должно быть гибким, подвижным и разнообразным. Современные световые установки, позволяют программировать изменения цвета и яркости ламп от нескольких минут, до нескольких недель. Идеально, если в нем сочетается комфортный рассеянный и направленный свет, прямой и отраженный, монохромный и полихромный, наряду с поддержкой декоративного освещения, создадут по-настоящему законченную и выверенную композицию. Поэтому к подбору освещения нужно подходить со всей серьезностью. Также дизайнеру необходимо продумывать план проводки освещения и включателей, это должно быть указанно на одном из планов помещения с указанием места расположения, предназначения и указанием высот расположения включателей или датчиков движения.Освещение интерьера — высокое искусство, сродни живописи и графике. Лысенко. П. С., Воронеж